Коммерсантъ-FM,
26 ноября 2021 г.
«Агрегаторы все чаще страхуют своих пользователей и пассажиров»
371 просмотр
В России уже второй год подряд снижается количество крупных ДТП с участием пассажирского транспорта. Надежно ли застрахованы российские пассажиры? И действуют ли правила выплаты компенсаций в такси и каршеринге? Об этом ведущий “Ъ FM” Марат Кашин поговорил с начальником отдела страхования пассажирских перевозок компании «Ингосстрах» Александром Рыбальченко.
— Расскажите, пожалуйста, пассажиры каких видов транспорта имеют право на выплату страховки в случае каких-либо происшествий?
— Если мы говорим об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП), то это любые виды транспорта, за исключением легкового такси, например, самолеты, пароходы, автомобильный транспорт, речной, морской, железнодорожный.
— О каких суммах компенсации идет речь?
— Если вред причинен здоровью, то это до 2 млн руб., если жизни, то есть пассажир погиб, то это 2 млн 25 тыс. руб. Сумма выплаты по здоровью зависит от тяжести травм.
— Правильно ли я понимаю, что существует таблица, давно утвержденная правительством, по которой эти суммы вычисляются? И они не увеличивались много лет, даже не индексировались на уровне инфляции?
— Совершенно верно, суммы действуют с 2013 года — с начала действия закона. Единственное, были небольшие изменения в таблице выплат, но они были направлены на уточнение диагнозов. То есть суммы выплат последние восемь лет не меняются.
— Соответственно, и сумма страховой премии, которую платит перевозчик страховой компании, тоже больше не становится?
— Нет, не становится. Более того, тарифы по ОСГОП уже три раза снижались, страховая премия стала меньше, причем значительно.
— Есть ли перевозчики, которые обязаны страховать свою гражданскую ответственность, но в силу каких-то причин игнорируют это требование? Могут ли они вообще выводить транспорт на линии, если такой договор у них не заключен?
— Конечно, бывают точечные недоработки и у перевозчиков, которые страхуют свою ответственность. Например, были закуплены новые автобусы, но их не успели внести в договор страхования. Такое редко, но случается.
В целом все больше перевозчиков страхуют свою ответственность, потому что штрафы достаточно серьезные — от 40 тыс. руб. для индивидуального предпринимателя и от 500 тыс. руб. для юридического лица. При этом, если выявляется такое нарушение, автобус ставят на штрафстоянку, что уже является проблемой — пассажиров нужно довозить каким-то другим автобусом, организовывать рейс на замену. Все эти причины, конечно, побуждают перевозчиков страховать свою ответственность. Более того, в противном случае он все равно будет выплачивать пассажирам положенные им суммы.
— Александр, я читал в СМИ, что иногда после аварии на пассажирском транспорте к пострадавшим приходят юристы и предлагают свои услуги, чтобы грамотно оформить страховку. Стоит ли соглашаться?
— Конечно, это выбор каждого, но, на мой взгляд, процедура возмещения убытков организована так просто, что каждый человек без юристов сможет спокойно получить выплату в полном размере. В большинстве случаев никаких проблем у пассажиров не возникает, потому что достаточно иметь документ, подтверждающий диагноз — медицинские справки, выписки из больничного или амбулаторного листа и акт, подписанный с перевозчиком, о том, что он действительно попал в ДТП, передвигаясь в его автобусе.
— Как пандемия повлияла на этот сегмент страхования?
— Система ОСГОП устроена таким образом, что часть рынка приходится на договоры, которые заключаются на основании данных о перевезенных пассажирах за предыдущие периоды. То есть часть перевозчиков платит и рассчитывает страховую премию на 2020-й по данным 2019-го. Учитывая это, мы, конечно, видим серьезное снижение уже второй год подряд, и локдауны очень сильно ударили по перевозкам пассажиров. По статистике, они снизились не менее чем на 35%, причем на отдельных видах транспорта эта цифра может быть и больше. В следующем году ситуация не улучшится, на наш взгляд. Мы видим падение общего рынка как минимум на 15% в этом году по сравнению с 2020-м, и, соответственно, прогнозируем падение не менее 5-10% в 2022-м по сравнению с 2021-м.
— Как можно узнать, застрахован ли данный конкретный автобус, в котором находится пассажир, сможет ли он получить компенсацию в случае ДТП?
— Если подойти к вопросу формально, нужно поискать информацию в билете. На самом автобусе может быть стикер, сообщающий о том, в какой страховой компании он зарегистрирован. Но я рекомендую потратить немного времени, зайти на сайт nsso.ru, вбить туда конкретно госномер и понять, застраховано ли это транспортное средство в данный момент.
— Метрополитеном пользуется огромное количество пассажиров. Они тоже застрахованы по этому закону?
— Метрополитен не обязан страховать свою ответственность в рамках федерального закона о страховании пассажирских перевозок, но при этом он также несет ответственность перед своими пассажирами, на тех же условиях, что указаны в законе. То есть, если вы пострадаете в метро, вы получите такие же выплаты, просто напрямую от метрополитена.
— Хочу затронуть тему такси и каршеринга. Они не попадают под действие закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков, хотя и такси, и каршеринг сейчас в топе всех сводок дорожно-транспортных происшествий. Но многие агрегаторы сами страхуют своих пассажиров. Есть ли у вас такие клиенты?
— Каршеринг я бы не учитывал, потому что в данном случае водитель одновременно является пользователем севриса. Что касается такси, действительно, и таксопарки, и агрегаторы все чаще страхуют своих пользователей и пассажиров. Они не попадают под закон и делают это добровольно. Например, «Яндекс.Такси» страхует своих пользователей и всех, кто находится в транспортном средстве, на случай ДТП. К слову, это один из первых агрегаторов, который в России начал страховать своих пользователей.
— Какие компенсации получают пассажиры?
— Если мы говорим про «Яндекс.Такси», то они максимально приближены к выплатам по ОСГОП. И мы рекомендуем всем своим клиентам использовать условия, максимально приближенные к ОСГОП. На наш взгляд, это демократичный подход, чтобы люди в такси были застрахованы не хуже, чем в общественном транспорте, мы считаем это правильным.
— Если у агрегаторов есть возможность не страховать, почему они все-таки это делают, как вы думаете?
— Это позволяет повысить лояльность пользователей и существенно снизить количество претензий.
— Сейчас ведется дискуссия о необходимости введения QR-кодов в общественном транспорте. Может ли проезд без такого когда стать страховым случаем, когда пассажира с билетом, например, высаживают из автобуса?
— Это не будет страховым случаем, если его высадили из автобуса. Но, если такой пассажир пострадает во время ДТП, наличие или отсутствие у него QR-кода никак не скажется на его выплате. Страхования компания все равно произведет ее.
— Каким вы видите развитие этого сегмента страхования в будущем году?
— К сожалению, на наш взгляд, все тенденции отрицательные. Ограничительные меры, QR-коды — все это уменьшает пассажиропоток, снижает мобильность людей. Надеемся, что пандемия в следующем году все-таки прекратится, люди начнут пользоваться транспортом, мы их будем страховать, и они будут защищены.
Вся пресса за 26 ноября 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Страхование ответственности перевозчиков
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
8 августа 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 8 августа 2025 г.
Крупнейший страховой агрегатор оштрафован индийским регулятором за нарушения страхового законодательства

|
|
72.ru, Тюмень, 8 августа 2025 г.
В регионах убытки от хакерских атак достигают миллионов рублей: как минимизировать риски

|
|
Турбизнес, 8 августа 2025 г.
Туризм: Происшествия

|
|
Sputnik Беларусь, 8 августа 2025 г.
Белорус пытался провернуть аферу со страховкой – ему грозит до 12 лет

|
|
Интерфакс, 8 августа 2025 г.
Суд прекратил производство по иску «Ильюшина» на 2,6 млрд руб. к страховым компаниям

|
|
IT Channel News, 8 августа 2025 г.
Киберстрахование в России: почему бизнес медлит с защитой от цифровых угроз?

|
|
Office life, Минск, 8 августа 2025 г.
По итогам июня в Беларуси в очередной раз снизилась доля взносов по добровольному страхованию

|
|
Курган и курганцы, 8 августа 2025 г.
В Зауралье назначили нового директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования

|
|
Деловой Казахстан, 8 августа 2025 г.
Страхование от ЧС: как правильно застраховать имущество, здоровье и жизнь

|
|
ТАСС, 8 августа 2025 г.
Исследование: только четверть компаний РФ включают в ДМС поддержку психолога

|
|
Официальный портал органов власти Чувашской республики, 8 августа 2025 г.
Страховщик не платит или заплатил мало? Обратитесь к финансовому уполномоченному

|
|
Frank Media, 8 августа 2025 г.
В 2025 году РНПК достигнет «пика» по выплаченным средствам

|
|
Ведомости онлайн, 8 августа 2025 г.
Дмитрий Брейтенбихер: «Инвестору важно комплексно рассматривать разные инструменты»

|
|
РИА Новости, 8 августа 2025 г.
Эксперт назвал способы сэкономить на туристической страховке

|
|
Реальное время, Казань, 8 августа 2025 г.
Аэропорт Казани ищет страховщика для операционной деятельности с премией $165 тысяч

|
|
Тренд, Баку, 8 августа 2025 г.
Стал известен объем страховых выплат фермерским хозяйствам в Азербайджане

|
|
Ведомости, 8 августа 2025 г.
В 2025 году РНПК ждет пика выплат по убыткам

|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|